ТОП-10 самых красивых дорог мира

Порой очарование и восторг в путешествии возникает не от созерцания достопримечательностей в конечном пункте, а в течение самого пути. В данном обзоре представлены самые красивые дороги в мире,...
ТОП-10 самых красивых дорог

Порой очарование и восторг в путешествии возникает не от созерцания достопримечательностей в конечном пункте, а в течение самого пути. В данном обзоре представлены самые красивые дороги в мире, поездка по которым уже является волнующим незабываемым приключением.

Эстетика трасс заключается непосредственно в природном окружении. Многие пути проложены в горной местности, схвачены кольцом горных хребтов. Здесь красота тесно сопряжена с опасностью, а скорость — с безрассудством. Однако моменты, проведённые в пути, не заставят сожалеть о выбранном маршруте. Итак, 10 красивейших дорог в мире.

ТОП-10 самых красивых дорог мира, которые стоит увидеть

Атлантическая дорога

Под загадочным названием «Атлантическая дорога» скрывается двухполосное шоссе в норвежском губернаторстве Мёре-ог-Ромсдал. По версии британской газеты The Guardian эта дорога Норвегии была признана самой лучшей и живописной среди туристических автотрасс мира. Так считают и многие гости страны, которым посчастливилось побывать здесь.

Строительство Атлантической дороги было начато еще в 1983 году, однако в кратчайшие сроки его завершить не удалось. Поэтому сооружение было готово лишь к лету 1989 года. За этот период строители повидали 12 ураганов. Став продолжением 36-километрового туристического шоссе № 64, новая дорога, протяженностью 8,27 км, получила в 2005 году звание «Строение века Норвегии».

Сегодня шоссе извивается подобно американским горкам и проходит по нескольким мостикам, связывающими острова между двумя населенными пунктами — городами Молде и Кристиансунн. Самый высокий из мостов носит название Стурсейсунде. Его построили на высоте в 23 метра, специально для прохождения под ним судов.

Многие путешественники устремляются к Атлантической дороге Норвегии осенью, когда здесь стоит ветреная погода. Во время свирепствующего шторма, вырывающиеся прямо на трассу, волны создают невероятное зрелище.

Вдоль трассы установлены обзорные площадки, оборудованные специальными помостами для ловли рыбы. Благодаря этим сооружениям, можно понаблюдать за местными птицами, а также тюленями. Киты, к сожалению, бывают в этих водах редко, поэтому увидеть их удается далеко не всем.

В летние месяцы проводятся рыболовные туры и велосипедные прогулки. Прибрежные воды, отличающиеся сильным течением, подходят для занятий дайвингом. Поэтому в окрестностях Атлантической дороги нередко организовываются туры для дайверов. Любители серфинга также не являются редкостью для залива Хюстадвик.

Атлантическая дорога Норвегии — место из списка must see. Мечта каждого, кто неравнодушен к морским пейзажам и любит путешествовать на автомобиле (ну и главное — не забыл взять этот самый автомобиль напрокат). Уникальное по конструкции сооружение идеально вписывается в ландшафт.

Дорога, в буквальном смысле проходящая по воде, является одной из самых ярких достопримечательностей Норвегии. А уж в этой стране, как нигде, умеют и красоту природы подчеркнуть, и технические достижения использовать на полную. Как им это удается? Понять это можно, только проехав от Осло до самого Нордкапа.

Дорога больших ворот

Китайцы знамениты не только своим трудолюбием и упорством (чего стоит одна только Великая Китайская стена!), но и любовью к символам, знакам и цифрам. Поэтому просто так проехать по «Дороге больших ворот» даже у человека, далекого от азиатской культуры, не получится.

Дело в том, что эта дорога – один из самых крутых во всех смыслах серпантинов мира. Она карабкается по горе Тяньмэнь, которая находится в 8 километрах от города Чжанцзяцзе на юго-востоке Китая. Эта асфальтовая лента длиной всего 11 километров поднимается до отметки в 1300 метров, делая по пути 99 поворотов!

Для китайцев цифра 9 священна: это число императора, а также количество дворцов, которые, по легенде, ждут человека на небесах. Именно поэтому дорогу на Тяньмэнь называют еще «Дорогой в небеса».

Главная достопримечательность маршрута – пещера «Небесные врата». Она образовалась в III веке, когда от скалы откололась огромная глыба. «Врата» высотой 131,5 метра часто полностью окутаны туманом. Местные жители верят, что, пройдя сквозь них, можно и правда попасть на небеса.

Но чтобы заслужить это право, придется потрудиться. Подняться к пещере можно сразу несколькими способами. Самый простой – проехать на автомобиле или туристическом автобусе, более экстремальный – совершить «экспресс-подъем» на спорткаре с профессиональным автогонщиком за рулем, а самый сложный – преодолеть внушительную лестницу с 999 ступенями.

Если же хочется поистине захватывающих впечатлений, стоит подняться на вершину на самом длинном в мире фуникулере (7455 метров!) – из его окон открываются виды на всю извилистую линию дороги.

Великая Океанская дорога

Австралийская океанская дорога – это такая достопримечательность, которая находится в штате Виктория. Это место способно привлечь любого туристами благодаря своим красивейшим видам, флорой и фауной тропиков. Длина составляет больше 200 километров. Начинается эта дорога в городе Торкуэй и продолжается вдоль всего материка юго-востока.

Путешествуя по этой дороге можно заметить тот факт, что ты попал в сцену какого-то фильма, где персонажи уезжают далеко в закат. По большей степени великая океанская дорога движется вдоль берега. У этого шоссе имеются также изгибы, тем самым пролегая через виноградные плантации и леса, места тут наполнены красивыми растениями и деревьями.

Местами эта дорога суживается, с одного ее края встречаются небольшие утесы, их временами приходится преодолевать. Также тут предусмотрены удобные площадки, на которых любой турист может оставить свой автомобиль и посмотреть на удивительный вид отсюда.

Длина дороги пролегает вдоль побережья парка, побережья с кораблекрушениями, а также лесов, где произрастают большие эвкалиптовые деревья. Строительство океанской дороги производилось архитекторами и инженерами в середине 19 века, но реализация произошла временем позже.

Океанская австралийская дорога началась строиться в начале 20 века, как раз в память о солдатах, которые сложили свои головы в войне. В настоящее время, великая океанская дорога является самым значимым памятным местом, которое связано с военными действиями.

Австралийская дорога имеет довольно большую длину, поэтому лучше всего двигаться по ней на автомобиле или же на автобусе с экскурсией. Эта дорога в Австралии является довольно таки популярной среду путешественников и местных жителей.

Те, кто путешествуют по этой дороге, получают возможность ознакомиться с бытом и жизненной позицией местных жителей. Например, на этом материке еда по сей день готовиться только по традициям, здесь можно услышать мелодии национальных инструментов, а люди здесь отличаются довольно добродушные и хорошо относятся к туристам.

В начале пути по великой дороге можно встретить красивую деревянную арку, надпись на ней гласит «Великая океанская дорога». Именно с этой достопримечательности начинается путешествие по этому месту.

Как только будете путешествовать по этой дороге, то обязательно обратите внимание на специальную площадку для осмотра, с нее вы сможете понаблюдать за высокими скалами, которые называются «12 апостолов», они способны менять свой цвет с помощью освещения.

Также вам стоит посетить удивительную стоянку такого народа как аборигены, которая находится около Тауэр-Хилл. Поездка с экскурсией может вмещать в себя и поход в Национальный парк под названием Отвей, в котором много красивых водопадов и ущелий, а также тайных пещер.

Также вам необходимо посмотреть на знаменитую Лондонскую арку, это такое образование в скале, которому около двадцати миллионов лет. Расположена достопримечательность в национальном парке. Известное озеро Конда хранит на своих берегах старинные дома из камня и снасти рыбаков, которые остались здесь со временем жизни аборигенов.

Побережье кораблекрушения – это достопримечательность просто невероятной красоты, в этом месте сложили свои головы больше 80 кораблей. На этой территории совершенно неожиданно может образоваться штормовая погода, также подуть сильный ветер и тем самым образуются волны просто немыслимой высоты.

В давние времена утесы здесь были образованы береговой линией, но прошло больше тысячи лет и это место превратилось в отдельные утесы скал возле океана. Список всех этих удивительных мест, которые нравятся всем путешественникам во время странствий по этой знаменитой океанской дороге, будет продолжаться со временем.

Тут расположено много пляжей как диких, так и обустроенных, здесь есть ущелья, скалы, пещеры. В общем, тут царит такая атмосфера, которая позволяет отвлечься от суеты городской жизни и произвести незабываемые снимки природы, тем самым давая возможность открыть что-то новое.

Чуйский тракт

Чуйский тракт – автомагистраль, связывающая Россию с Монголией и Китаем, считается национальным достоянием за потрясающую красоту окружающей его природы.

Чуйский тракт – автомагистраль на юге Сибири, соединяющая Новосибирск с границей России и Монголии на территории Республики Алтай. Официальное название – федеральная автомобильная дорога Р256 «Чуйский тракт». До 2018 года трасса также имела индексацию М52.

Чуйский тракт является одним из отрезков трансазиатской магистрали AH4 Новосибирск – Карачи. Последний населенный пункт на территории РФ – село Ташанта в Кош-Агачском районе Республики Алтай. После пересечения границы с Монголией автомагистраль продолжается грунтовой автодорогой A0306 граница с Россией – Улгий (Баян-Улэгэй, Монголия).

В наше время наименование Чуйский тракт применяется ко всей трассе Р265, однако исторический тракт имеет меньшую протяженность. Он начинался в Бийске (Алтайский край) и продолжался до границы с Монголией. Для подавляющего большинства туристов именно эта часть автомагистрали представляет наибольший интерес.

Здесь проходит горная часть автомагистрали и расположены наивысшие перевалы трассы – Семинский и Чике-Таман. По Республике Алтай Чуйский тракт идет вдоль главной водной артерии региона реке Катунь. А свое название таркт получил в честь притока Катуни реки Чуя, пролегающей в южной части республики.

Сейчас Чуйский тракт – достаточно современная и благоустроенная трасса, ведущая из Южной Сибири в Монголию. Исторический Чуйский тракт тянется от Бийска до Ташанты (Республика Алтай) на 630 км, это двухполосная дорога с двумя горными перевалами: Семинским (1709 м) и Чике-Таман (1269 м). Семинский перевал характеризуется затяжными спуском и подъемом, Чике-Таман – большим числом горных серпантинов.

От Бийска и до г. Бабырган в Республике Алтай продолжается предгорная часть. Высокогорная часть магистрали начинается от села Акташ и продолжается до границы.

Здесь дорога проложена на высоте чуть менее 2 км над уровнем моря. В Кош-Агаче действует пограничная зона, для дальнейшего пути необходимо предъявить паспорт гражданина РФ. Иностранцам без разрешения погранслужбы дальнейший проезд запрещен.

Трансфэгэрашское шоссе

В румынских Карпатах между Трансильванией и Валахией через район Фэгэраш проходит самая высокогорная дорога Румынии — Трансфэгэрашское шоссе. В 1974 году руководитель Румынии Николае Чаушеску из стратегических соображений военного ведомства построил этот путь.

Огромные затраты на столь масштабный проект взяла на себя Румынская армия. Только динамита в процессе строительства понадобилось около 6000 т. Стратегический объект прошлого века стал прекрасной достопримечательностью в этом столетии — дорогой, которая считается одной из самых красивых в мире.

У путешественников есть возможность увидеть водопад на озере Быля и резиденцию легендарного Влада Дракулы, крепость Поенари, а также самые высокие горы Румынии Молдовяну и Нагоя. В 2009 году лучшие автогонщики мира тестировали на этой трассе свои спорткары и очень высоко оценили ее виражи с подъемами и спусками.

На некоторых участках дорога достигает высоты на отметке в два километра, это позволяет наслаждаться зимой даже среди лета. Особенно красивы ноябрьские буковые леса в низовьях Южных Карпат, откуда начинает свой бег Трансфэгэрашское шоссе.

Их краски просто удивительны, они притягивают путешественников своим неповторимым колоритом, также красивы еловые и пихтовые леса выше по трассе. Дух захватывает у каждого, кто добрался по дороге до верхней ее точки. Перед путником открываются бескрайние просторы с отвесными склонами.

Густая растительность сменяется горными водопадами и мелкими речушками. Возле озера Быль всех ожидает самый длинный неосвещенный туннель Румынии длиной 884 м.

Суровые условия на Трансфэгэрашском шоссе привели к тому, что проезд по нему открыт только в дневное время в июле и августе. А водителей на дороге знаки призывают быть предельно осторожными. Особенно опасно несоблюдение скоростного режима.

Памирский тракт

Знаменитый Памирский Тракт — высокогорная асфальтированная автодорога протяженностью более 700 км, соединяющая Душанбе, Хорог (Таджикистан) и Ош (Кыргызстан). Памирский тракт проходит вдоль границы с Афганистаном и Китаем и входит в состав трассы М41.

В настоящее время эта горная дорога — одна из самых высоких асфальтированных дорог в мире, имеющих такую протяженность. Памирский тракт является единственной жизненно важной артерией, которая связывает высокогорье Памира с цивилизацией.

Памирский тракт непредсказуем и пустынен: здесь несколько перевалов высотой более 4000 м, практически полное отсутствие автосервисов и абсолютно редкое явление — заправочные станции. Да, на этой трассе лучше не ломаться.

Большая часть Памирского тракта проходит по территории Таджикистана (участок Хорог — Душанбе — Западный Памирский тракт), в то время как наибольшее количество перевозок приходится на участок Хорог — Ош (Восточный Памирский тракт).

В высокогорных районах и ответвлениях от основной трассы дорога грунтовая и в зимнее время не используется из-за опасности схода лавин.

Три основных высокогорных перевала находятся на участке Восточного Памирского тракта: Талдык (3615 м), Кызыл-Арт (4280 м) и Акбайтал (4655 м). Памирский тракт проходит также через самый высокогорный поселок в Средней Азии — Мургаб (Таджикистан), расположенный на высоте 3600 м.

Зачастую главными посетителями Памира являются горные туристы и альпинисты, цель которых — восхождение на известные семитысячники — пик Ленина в Киргизии и пик Коммунизма (пик Исмаила Самани) в Таджикистане. Здесь можно встретить также джип-, мото- и велотуристов из Европы и России.

Путешествуя по Памирскому тракту, туристы обычно останавливаются на ночлег в горных поселках, в гостевых домах местных жителей. В крупных городах (Хорог, Ош, Душанбе) можно остановиться в гостиницах.

Что посмотреть на Памирском тракте, интересные места для посещения:

  • Хорог — административный центр Горно-Бадахшанской области Таджикистана, красивый зеленый город с традиционными памирскими домами. В городе имеется аэропорт, который может принимать самолеты Як-40, гостиницы, рестораны, магазины, базар, большой Ботанический сад.
  • Калаи-Хумб — поселок городского типа, расположенный на границе с Афганистаном на высоте 1200 м.
  • Горячие минеральные источники Гарм Чашма.
  • Лангар — высокогорный поселок Ваханской долины на Южном Памире, расположенный на высоте 3000 м и со всех сторон окруженный шеститысячными пиками Памира и Гиндукуша. Лангар населен ваханцами и знаменит своими наскальными рисунками.
  • Мургаб (3600 м) — самый высокогорный посёлок в Таджикистане и всей Средней Азии.
  • Озеро Яшилкуль («Зеленое озеро») — одно из самых красивых озер Южного Памира, расположено на высоте 3734 м.
  • Озеро Каракуль («Черное озеро») расположено на высоте 3914 м, что на 100 м выше самого известного высокогорного озера Титикака в Андах. Берега озера покоятся на льду, лед залегает даже на дне озера. Каракульская котловина — самое пустынное место на Памире.
  • Алайская долина — живописная тектоническая впадина, расположенная между Алайским и Заалайским хребтами на юге Кыргызстана на высотах 2240 — 3536 м.
  • Поселок Сары-Таш в Алайском районе Ошской области Кыргызстана. Расположен на высоте 3150 м, на перекрестке главных автомобильных дорог на Памире.

Трасса 40

Трасса No 40 (Ruta 40) пересекает почти всю Аргентину с севера на юг и идет вдоль высоких Андских хребтов. Это одна из самых длинных дорог в мире: 5000 километров – не шутки! Особенно если они проходят через несколько климатических поясов.

Пейзаж вокруг постоянно меняется: леса, скалы, озера, поля, луга, пустыни, почти не заселенные пампасы, асфальт и гравий, пыль и красный песок, солнце и сбивающий с ног ветер, 27 горных перевалов, 18 крупных рек, наконец, 20 национальных парков, в каждом из которых можно провести несколько дней.

К примеру, в парке Лос-Гласьярес, внесенном ЮНЕСКО в список Всемирного природного наследия, можно посетить ледник Перито-Морено, где сосредоточен третий по величине запас пресной воды в мире. Его площадь вполне сравнима с площадью всего Буэнос-Айреса, при этом ледник находится в постоянном движении, каждый день меняя местоположение в среднем на 2 метра.

Любоваться им можно как со смотровых площадок, так и отправившись на прогулку прямо по ледяной крошке в сопровождении альпиниста. Та же дорога выведет и к знаменитой «Пещере рук» (Cueva de las Manos), где все стены испещрены отпечатками человеческих ладоней и изображениями сцен охоты, самые старые из которых датируются девятым тысячелетием до нашей эры.

Отдельного внимания заслуживает второй по размеру национальный парк Аргентины – «Долина Кальчаки» (Calchaqi Walley), в котором можно за один день попасть из горных пустынь в субтропический лес – так разительно меняется климат на одном сравнительно небольшом участке земли.

И, конечно, стоит проехать по Ruta 40, чтобы впечатлиться «марсианскими» пейзажами пустынь и посмотреть на фламинго, живущих на озерах Патагонии.

Перевал Стельвио

Дорога через перевал Стельвио (Passo dello Stelvio) — это высокогорная дорога на севере Италии, которая проходит недалеко от границ Австрии и Швейцарии. Высшая точка, на которую она поднимается имеет высоту 2,757 метров. По этому показателю среди проездных европейских дорог она совсем немного уступает только французскому Col de l’Iseran (2,770 м).

По данным из различных источников дорога через перевал Стельвио входит в рейтинг Top-10 самых опасных дорог мира. А известное шоу «Top Gear» признавало её «самой лучшей дорогой для получения удовольствия от вождения», отвечающей самым взыскательным вкусам водителей.

Перевал неоднократно становился одним из этапов знаменитой многодневной велогонки Джиро д’Италия. Каждый год в конце августа проезд через перевал закрывается для автотранспорта на один день, когда около 8,000 велосипедистов штурмуют Passo dello Stelvio.

Проезд по дороге может быть закрыт в любое время на неопределённый срок в связи с погодными условиями. Оригинальная дорога была построена в 1820-25 годах Австрийской империей для того, чтобы связать бывшую австрийскую провинцию Ломбардию с остальной Австрией. Руководителем проекта был итальянский инженер Карло Донегани (1775-1845).

Из-за суровых погодных и экологических условий строительство дороги сопровождалось большим количеством жертв среди работников, занятых в работах. В активные периоды количество людей, занятых в строительстве дороги, достигало 2500.

На полное завершение работ ушло 63 месяца. Перед въездом в первый тоннель, рядом с Баньи Векки, установлена мемориальная доска в память о всех тех, кто умер во время строительства.

С тех пор дорога претерпела незначительные изменения. Она насчитывает 75 крутых поворотов, из которых 48 находятся на северной стороне (в направлении Prato Allo Stelvio). Большинство их них пронумерованы камнями, бросая вызов мастерству автолюбителей.

До окончания Первой мировой войны дорога фактически выполняла роль границы между Австро-Венгерской империей и Итальянским королевством. У Швейцарии был свой форпост и отель (который был разрушен) на Dreisprachenspitze (буквально, «пик трёх языков»).

Во время Первой мировой войны в этой области стороны вели ожесточённые бои с использованием артиллерийского огня, при этом часто вторгаясь на швейцарскую территорию.

Тогда эти три страны заключили соглашение — не вести огонь на территории Швейцарии, которая выдавалась между Австрией (на севере) и Италией (на юге). После 1919 года, с расширением Италии, перевал потерял своё стратегическое значение.

В настоящее время перевал Стельвио сохраняет важное значение для спортивных состязаний, когда он открывается для проезда с июня по сентябрь. Многочисленные велосипедисты и мотоциклисты борются, чтобы добраться до самой высокой точки в Восточных Альпах.

Тоннель Guoliang

Одной из самых опасных горных дорог в мире является горный туннель Гуолян, который находится в Китае. Свое название он получил по названию деревни, из которой, собственно, и был проложен этот опасный и экстремальный маршрут.

Изначально целью его создания было транспортное соединение маленькой деревушки с цивилизацией. Но спустя очень небольшой промежуток времени туннель Гуолян стал самой настоящей китайской достопримечательностью, которая ежегодно привлекает большое количество туристов.

Глядя на этот удивительный горный серпантин, невольно восхищаешься настойчивостью и трудолюбием китайских жителей, которые сотворили эту достопримечательность в прямом смысле своими руками.

Туннель Гуолян имеет очень интересную историю своего создания, которую следует начать с основания одноименной китайской деревни. Основателем деревни Гуолян стал повстанец времен династии Хань, который для укрытия от преследований выбрал горы Тайханшань.

Со временем здесь образовалось поселение, которое из-за труднодоступности было практически отрезано от внешнего мира. Единственная дорога, которая вела к поселению, была высечена на горных склонах, а в некоторых местах, самых опасных, вообще были только крутые ступени.

Данный путь был очень опасным, поэтому на протяжении долгого времени жители деревни просили власти сделать им дорогу. Сколько жители просили дорогу, столько данные просьбы властями игнорировались, поэтому населению ничего не оставалась, кроме как взять решение вопроса в свои руки.

В 1972 году деревенские жители во главе с Шеном Миньсином начали работы по строительству дороги. Чтобы купить необходимое оборудование и материалы для высечения горной породы, они продали все свое имущество, урожай и скот. Строительство велось вручную и затянулось на долгих 5 лет.

Дорога прокладывалась сквозь скалы, а это очень тяжелый и опасный труд, во время строительства не обошлось без жертв, но даже несчастные случаи не помешали достижению поставленной цели.

В результате получился туннель протяженностью более километра и шириной около 4 метров. Для естественного освещения в горных породах было сделано около 30 так называемых окон, которые на самом деле представляют собой отверстия в скале самых разных форм и размеров.

На некоторых участках дороги машины от пропасти практически ничего не отделяет, поэтому передвигаться нужно крайне осторожно и внимательно следить за встречным движением. Также здесь часто случаются камнепады, поэтому туннель Гуолян еще называют “дорогой, которая не прощает ошибок”.

На сегодняшний день туннель Гуолян в Китае является одной из самых известных достопримечательностей, куда ежегодно приезжают туристы со всего мира.

Экстремалы-автолюбители едут сюда за дозой адреналина, которую гарантированно можно получить во время езды по опасному серпантину. Кроме того, из окон туннеля открывается потрясающий вид на живописные окрестности деревни, поэтому даже во время пешей прогулки можно получить эстетическое удовлетворение.

Далтон-Хайвей

Далтон–Хайвей – это 666 километров грунтовой дороги, пересекающей Аляску почти посредине с севера на юг. Построена трасса была в 1974 году для доставки грузов к нефтяным месторождениям залива Прадхо и обслуживания трансаляскинского нефтепровода. А название получила в честь инженера Джеймса Далтона, специалиста по арктическому строительству.

На мотоцикле или каком-нибудь чересчур прожорливом автомобиле соваться сюда надо с осторожностью: на всем хайвее между Фэрбенксом, в 100 километрах от которого он начинается, и Дедхорсом, где заканчивается, есть всего две заправки: на переправе через реку Юкон и в Колдфуте (400 км от Фэрбенкса), поэтому необходимый запас бензина, а также шины, инструменты, еду и другие предметы первой необходимости лучше сразу взять с собой.

Медицинскую помощь тоже можно получить только в Колдфуте или в Дедхорсе. Это Аляска, господа! Суровый и на первый взгляд недоброжелательный край, который только подготовленному и ответственному путешественнику подарит незабываемые впечатления и откроет свои богатства.

Делиться Аляске и правда есть чем: самый большой штат США до сих пор почти не испорчен цивилизацией, на его территории располагаются 23 национальных парка и заповедника.

Через некоторые из них: «Белые горы», национальный заповедник дикой арктической природы, заповедники на берегах реки Юкон, заказник «Ворота Арктики» – как раз и проходит Далтон-Хайвей, то теряясь в ровной заснеженной или покрытой разнотравьем равнине, то петляя между обступающими со всех сторон лесистыми горами.

Еще один обязательный ритуал всех путешественников, проезжающих по хайвею, – сфотографироваться на фоне знака, обозначающего Северный полярный круг.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями: