Сходство и различие мировоззрений

Сходство и различие точек зрения просто потрясает – и это правильно… Во время пребывания нашей миссии в Лхасе, религиозном центре ламаизма, мои христианские знакомства позволили мне я попросить...

Сходство и различие точек зрения просто потрясает – и это правильно…

Во время пребывания нашей миссии в Лхасе, религиозном центре ламаизма, мои христианские знакомства позволили мне я попросить аудиенцию, в резиденцию главного ламы, жившего в богатом монастыре Муру. Фактически он был правителем Тибета. Сложив ноги и руки, сидел он в позе Будды, лицо имело окаменелое выражение сфинкса, то есть ничего не выражало. Когда я подошёл к нему по толстым тибетским коврам, он протянул руку для пожатия: не вставая, поклоном предложил сесть рядом. По мере разговора о различных вещах лама становился всё дружелюбнее и приветливее. Когда мы коснулись религии его страны, кардинал ламаистской церкви доверительно спросил:

– Скажите, вы буддист или не буддист?

Я ответил, что я не буддист, но что у нас, христиан, очень много общего с учением Будды.

– Упоминается ли Будда в ваших христианских книгах?

Мне пришлось ответить отрицательно. Тем не менее, продолжал я, эти две веры сходны во многих отношениях. Главная мысль доктрины Христа – мир и доброжелательность к людям – так же как и в учении Будды. Христос сказал: «Любите ближнего как самого себя», «Любите врагов ваших и благотворите ненавидящих вас и презирающих и гонящих вас». У нас столько же заповедей, сколько предписаний у Будды, и по своей сущности многие из них идентичны тезисам буддистов.

На это он заметил с горечью:

– У англичан нет никакой религии. Я знаю это, я вижу это по лицам и действиям вашего народа. У англичан жестокие сердца…

Я высказал надежду, что благодаря нашему военному превосходству мы теперь проявим христианский принцип милосердия по отношению к слабейшему.

Лама проявил интерес, когда я сказал в продолжение темы разговора, что одно из главных различий христианства и буддизма состоит в том, что в нашей религии человека ждёт спасение не благодаря своим собственным заслугам, а путём спасительной благодати Божией, так как грехи смягчаются благодаря жертве Христа, в отличие от этической доктрины буддизма о возмездии (или законе кармы), по которому каждая душа должна работать на собственное спасение и уравновешивать своими добрыми делами свои дурные поступки.

Во время беседы лама настойчиво и любезно угощал меня чаем, подливая мне этот напиток снова и снова, едва я выпивал из маленькой чашки современного китайского фарфора в виде кубка, а аккомпанементом нашего разговора служила доносившаяся из храма глубокая и выразительная мелодия и гул пения монахов…

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями: